События
|
История лечебного факультета
ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1932 – 1941)
|
|
Лечебный факультет является основополагающим в истории Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Процесс становления учебного заведения и факультета тесно взаимосвязаны, - первые двадцать шесть лет существования Архангельского государственного медицинского института (АГМИ) лечебный факультет оставался единственным в его составе.
2 октября 1931 года Совнарком РСФСР принял постановление об открытии в городе Архангельске медицинского института для обеспечения Севера квалифицированными медицинскими кадрами для многочисленных больниц, врачебных амбулаторий, открывавшихся в то время в населенных пунктах Северного края и всего Европейского Севера страны. Профиль института был лечебно-профилактическим. Кроме этой, преследовалась цель подготовки научной базы для роста молодых ученых из местных жителей, оказания помощи органам здравоохранения в изучении условий оздоровления труда и быта трудящихся, а также изучения особенностей краевой патологии на Севере. Подготовительные работы по открытию АГМИ продолжались более года.
|
Весной 1932 года были организованы вечерний и дневной факультеты рабочей молодежи (рабфаки), на каждый из которых было зачислено по 100 человек; 50 рабочих и крестьян стали обучаться на подготовительных курсах. В г. Архангельске был начат поиск помещения для размещения института. Сначала АГМИ была выделена часть, а затем и все здание на углу проспекта Павлина Виноградова и улицы Свобода, в котором ранее размещалась Городская дума. Впоследствии к этому зданию были сделаны 2 пристройки. В выделенном помещении разместились 8 кафедр, ректорат, общественные и административные службы, библиотека. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР выделил почти полмиллиона рублей на расширение учебного корпуса, строительство студенческого общежития и жилого дома для преподавателей.
|
Главный корпус АГМИ на углу пр. П.Виноградова – ул. Свободы
|
проф. М.К.Замятин
|
Регулярные занятия на факультете начались в декабре 1932 года. Первая лекция по анатомии была прочитана 16 декабря в актовом зале института профессором М.К.Замятиным. Большую работу по комплектованию первого курса, привлечению для преподавания квалифицированных педагогов и ученых, опытных врачей г. Архангельска, формированию кафедр проделали первый директор института М.Ю.Кривицкий, секретарь партийного бюро С.В.Сорокин, помощник по учебной работе М.Ф.Седов, заведующий учебной частью Г.Г.Логинов. Деканат лечебного факультета, как самостоятельное функциональное подразделение института, начал функционировать с 1935 года. Первым деканом факультета стал Н.А.Сычев (1935 –1936 гг.) - ассистент кафедры фармакологии; после него - М.Ф.Седов (1936 – 1938 гг.) - ассистент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии.
|
По мере роста числа обучающихся в структуре управления появились должности заместителей декана по старшим и младшим курсам. Эта структура сохранена и сегодня. Много сил в становление института вложили профессора М.В.Алферов, Н.И.Вещезеров, М.М.Денисенко, Н.Н.Дьяков, М.К.Замятин, В.В.Преображенский, Г.Н.Калина, Ю.В.Макаров, И.А.Цимхес, доценты И.Г.Егоров, А.И.Нодов, Е.В.Горохова, А.И.Ведренский и др.
|
В первые годы работы факультета максимальное внимание было уделено организации педагогического процесса. На кафедре анатомии был создан музей, располагающий обширным материалом по многим разделам дисциплины. На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии была организована операционная; общеобразовательные кафедры создали лаборатории. Не смотря на трудности клинические кафедры начали свою работу в профильных лечебных учреждениях города.
В рамках реализации образовательной программы по направлению «Лечебное дело» с 1932 года открылись кафедры: философии, анатомии, физики, общей химии, гистологии, иностранных языков, физиологии, биохимии, биологии, микробиологии.
|

первый директор АГМИ М.Ю.Кривицкий
|
Затем были организованы кафедры патологической анатомии, патологической физиологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, фармакологии, пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, гигиены, акушерства и гинекологии. По мере перехода студентов старшие курсы начали свою деятельность кафедры факультетской терапии и хирургии, глазных, детских болезней, кожно-венерических, инфекционных болезней, госпитальной терапии, социальной гигиены, гигиены труда, судебной медицины, болезней уха, горла и носа. Всего в довоенный период в институте было создано 32 кафедры. В 1960 – 1970-е гг. были созданы кафедры травматологии и ортопедии с курсом военно-полевой хирургии, фтизиатрии, истории КПСС и политэкономии, философии и научного коммунизма. Две последние кафедры позже были преобразованы в кафедру гуманитарных наук. В 1987 году создана кафедра поликлинической терапии; в 1994 году – кафедра анастезиологии и реаниматологии; в 2011 году – кафедра клинической фармакологии. У истоков их создания всегда стояли энергичные, эрудированные, инициативные личности. С гордостью можно назвать имена работающих вместе с нами коллег - профессоров Е.Н.Шацову, Э.В. Недашковского, Н.А. Воробьеву.
С первых лет работы ученые факультета развернули научную деятельность. Уже в 1935 году был выпущен первый сборник научных трудов. Первые итоги НИР были подведены в 1939 году: сотрудниками института были защищены 5 докторских и 1 кандидатская диссертация. Из 72 ассистентов 35 работали над диссертациями, из которых 13 завершили оформление диссертационных исследований.
|
|
Первый выпуск студентов лечебного факультета состоялся в июле 1937 года – 127 выпускников факультета получили дипломы врачей, из них 32 - диплом с отличием. Гордостью факультета довоенного периода (выпуск 1939 г.) является Н.М.Амосов. В год первого выпуска на факультете работало 125 преподавателей, из них 7 профессоров и 5 доцентов. В то время на факультете функционировали военно-патриотические кружки, студенты посещали городской аэроклуб, развивалась художественная само-деятельность, зарождались элементы студенческого самоуправления - студенческий профком, студкомы, старостаты на курсах.
|
В предвоенные годы продолжала развиваться материально-техническая база факультета, увеличивалось число преподавателей с ученой степенью, совершенствовалась методика преподавания предметов и учебных дисциплин, росло клиническое мастерство преподавателей.
|
ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
|
Годы Великой Отечественной войны явились суровым испытанием для коллектива лечебного факультета Архангельского медицинского института. К этому периоду факультетом выпущено (включая июнь 1941 года) 831 врач. Факультет, возглавляемый деканом И.И.Матусисом, провел реорганизацию учебного процесса в связи с переходом на новый учебный план, который предусматривал четырехлетний срок обучения. Положение осложнялось и тем, что значительная часть преподавателей и студентов ушли на фронт. В действующей армии были Б.А.Борков, А.С.Баранов, М.Д.Киверин, Н.А. Рыбкина, С.Я.Ступников, А.П.Тюкина. Профессора С.И.Елизаровский, Г.А.Орлов, В.А.Ведерников, доцент А.И.Миркин работали консультантами в военных госпиталях Архангельска и области. Не вернулись с фронта В.А.Агапов, В.И.Беляев, А.П.Богатырев, В.И.Игумнов, З.И.Кондратьев, К.В.Крюков, П.И.Михайлов и многие другие преподаватели и выпускники института. Студенты факультета учились до трех часов дня, после чего работали, - не только в госпиталях, но и на лесобиржах, на переборке овощей, погрузке барж и вагонов.
|
|
Несмотря на трудности времени продолжались научные исследования, проводимые сотруд-никами факультета. Заведующий кафедрой обшей химии доцент А.И.Ведренский создал из морских водорослей препарат «альгинат», который использовался при лечении ожогов и ран. Доцент И.И.Матусис (кафедра биохимии) со своими сотрудниками разработали способ получения экстрактов и концентратов из хвои, богатых витамином С. Этот препарат широко применялся для профилактики цинги и авитаминозов в лечебных учреждениях и среди гражданского населения.
|
Всего за годы Великой Отечественной войны факультетом подготовлено 496 врачей, большинство из которых сразу после окончания института направлялись в действующую армию или на работу в военные госпитали. Великая Отечественная война закончилась, но не всем, к сожалению, довелось встретить День Победы, - 46 выпускников института пали смертью храбрых на полях сражений. Память о них навсегда останется в наших сердцах.
После войны на факультет стали поступать воины, защищавшие в боях нашу Родину, они несли с собой большой заряд оптимизма, тяги к жизни, цену ее они познали. Им было трудно учится, но они преодолели все трудности, овладев специальностью врача, а затем интенсивно работали в различных лечебных учреждениях и в ставшим для них родным Архангельском медицинском институте.
|
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 – 1989)
|
В 1947 году факультет вновь перешел на 6 летний срок обучения. В 1948 году окончательно сформировалось студенческое научное общество (СНО) и в 1950 году вышел первый сборник студенческих работ. Расширялась и улучшалась материально-техническая база кафедр факультета, как за счет расширения и строительства зданий института, так и за счет строительства новых и переоборудования старых больниц, поликлиник, диспансеров. Клинические кафедры оснащались современным оборудованием; в практику внедрялись современные технологии диагностики и лечения. К 1962 году в институте закончилась реконструкция основного здания и пристройка Актового зала, в котором с тех пор проводятся все торжественные мероприятия ВУЗа. Для всех это священное место; когда организуются встречи выпускников, окончивших факультет 10, 15, 20, 25 лет назад, они отдают предпочтение в выборе именно этого помещения. В 1970 году вошел в эксплуатацию морфологический корпус, где разместились кафедры нормальной и патологической анатомии, курса судебной медицины. К 1986 году закончено строительство пристройки учебного корпуса общей площадью 12 тысяч квадратных метров, который до сих пор продолжают называть «новым». В нем расположились администрация института, а также кафедры общественных наук, терапевтической и ортопедической стоматологии, институт социальной медицины, микробиологии, библиотека с читальными залами, несколько лекционных аудиторий. Улучшение материально-технической базы ведущих клиник города и профильных медицинских учреждений нашли отражение в улучшении качества организации учебного процесса на кафедрах. Яркая личность того периода - С.Н. Федоров, возглавлявший кафедру глазных болезней с 1961 года по 1967 год, признанный выдающимся офтальмологом ХХ века. С 1968 года факультет ежегодно готовил 250 – 300 специалистов. Самый большой выпуск врачей был в 1972 году, - он составил 345 специалистов.
|
С появлением педиатрического факультета - план приема на факультет был уменьшен. В 1967 году была введена интернатура, - годичная первичная специализация по избранной специальности. В течение последующего полувека она будет обязательной образовательной составляющей в подготовке врача (ее окончательная отмена запланирована на 2016 год). Большой вклад в совершенствование учебного процесса на факультете в 60 – 80 годы внесли преподаватели, проработавшие в институте не один десяток лет.
|

проф. Г.А. Орлов
|
проф. С.И. Елизаровский
|
Среди них заслуженные деятели науки РСФСР профессора Г.А.Орлов, С.И. Елизаровский, профессора А.А.Киров, Б.А.Барков, И.Н.Маточкин, М.Д.Киверин, М.В.Пиккель, Е.В.Сороченкова, К.М.Гаврилова, И.Д.Муратова, М.Г.Смирнова, В.В.Аристова, Т.Н.Иванова. Р.В.Банникова. Р.Н.Калашников, В.Я.Бедило, Г.М.Миттельман, Н.П.Бычихин, Г.С.Щуров, доценты С.П.Мерцалова, Н.Ф.Архипова, А.П.Тюкина. З.И.Киверина, С.Б.Минаев, А.А.Зыков, В.А. Хилков, В.П. Рехачев. А.Р.Шевченко и др.
|
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1990 – НАСТ. ВРЕМЯ)
|
Годы «перестройки» и 1990-е гг. были для факультета трудными и нестабильными. Студенты факультета на младших и старших курсах обучались по трем разным учебным планам. В 1996 году была отменена субординатура, - углубленная подготовка по укрупненным медицинским специальностям (терапия, хирургия, акушерство и гинекология), существовавшая в период обучения студентов на 6 курсе факультета. Демократизация и гуманизация образования кружили голову. На уровне Министерства образования обсуждался вопрос о свободном посещении студентами лекций и практических занятий. Считалось, что каждое образовательное учреждение должно иметь свой индивидуальный учебный план. Контроль Министерства здравоохранения за организацией и качеством организации учебного процесса резко снизился. Эти процессы сопровождались сокращением финансирования учебных учреждений, что, естественно, сказалось на материально-техническом обеспечении учебного процесса. Снизился плана приема на факультет студентов, обучающихся на бюджетной основе. Появились студенты, обучающиеся на компенсационной основе, в т.ч. иностранные студенты. Пересматривались задачи воспитательной работы. Все это заставило преподавателей вуза творчески переосмыслить содержание и объем подготовки специалистов. В Архангельском государственном медицинском институте (ректор - профессор В.А.Кудрявцев) и на лечебном факультете (декан - С.К. Солодовников) в апреле 1992 года был разработан собственный учебный план по специальности «Лечебное дело», известный также, как «Беломорский план». Он был создан методом мозгового штурма, - представители всех кафедр, ректорат за 3 – 4 дня сверстали этот план, работая в санаторий «Беломорье». Учебный план был утвержден Министерством здравоохранения и внедрен в учебный процесс. Он предусматривал очное дневное обучение студентов в течение 5,5 лет. Однако, выпуску студентов по данному учебному плану не суждено было случиться в связи с совместным решением Министерства образования и Министерства здравоохранения. В 1995 году для всех медицинских ВУЗов страны был сформирован единый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» и примерный учебный план, который предусматривал какие дисциплины и в каком объеме учебных часов должны изучать студенты лечебного факультета. В учебном плане предусматривалась возможность уделить 15% учебного времени для изучения региональных аспектов медицинских проблем. Кроме того, на 1,4,5,6, курсах вводились дисциплины по выбору (элективы).
В 90-е годы начали развиваться международные связи лечебного факультета с университетами Норвегии, Швеции, Польши. Так, представители Университета Тромсе (Норвегия) неоднократно посещали Архангельскую государственную медицинскую академию, где знакомились с организацией учебного процесса. В свою очередь делегация деканов академии побывала в Университете Тромсе, где обсуждались вопросы обмена студентами на стажировку по различным разделам медицины. С тех пор регулярно в течение нескольких лет студенты 5 курса лечебного факультета направлялись на 4-х недельную стажировку в лаборатории и клиники Университета Тромсе. В период стажировки они работали в университетской клинике, знакомились с системой здравоохранения Норвегии, у них появлялись возможности установления научных связей с учеными Университета. 11 выпускников факультета сумели реализовать эти связи и после окончания факультета, продолжая свои научные исследования и защитив диссертации на соискание ученой степени Philosopiae Doctor (PhD). Студенты университета города Тромсе также приезжают на стажировку в клиники города Архангельска.
В 1991 года были зачислены для обучения на факультет первые иностранные студенты из Индии, Перу, стран Африки. В последующем, в 2000 году был организован Международный факультет врача общей практики (МФ ВОПр). Лечебный факультет имеет также опыт подготовки специалистов на вечернем отделении – всего было сделано три выпуска (1996-1998 гг.) и подготовлены 123 врача. Первые четыре года студенты «вечернего» факультета обучались вечерами, так как днем они работали в качестве среднего и младшего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений г. Архангельска. Когда они приступили к изучению клинических дисциплин, то были переведены в режим очного дневного обучения. Срок обучения на «вечернем» отделении согласно составленного персонально для них учебного плана составлял 6,5 года, и не предусматривал сестринской практики. Создание «вечернего» отделения было реакцией факультета на снижение плана приема студентов на очное дневное отделение и было серьезным испытанием для сотрудников факультета и самих студентов.
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОМИССИЯ НА ЛЕЧЕБНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
|
государственный экзамен по общественному здоровью
|
Лечебный факультет ежегодно выпускает около 150 будущих врачей; качество их подготовки оценивается по результатам курсовых экзаменов, государственного экзамена, а также по многочисленным положительным отзывам региональных органов управления системой здравоохранения.
|
Для аттестации выпускников лечебного факультета ежегодно приказом ректора университета собирается государственная экзаменационная (аттестационная) комиссия (ГЭК / ГАК). В состав ГЭК входят заведующие выпускающих и профильных кафедр, представители практического здравоохранения. Председатель ГЭК утверждается приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации по представлению ректора университета. Это всегда уважаемые, высококвалифицированные специалисты, имеющие большой практический опыт педагогической и научной работы. В разные годы Председателем ГАК (ГЭК) были: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Г.М.Медведев (1995, 1996, 1997 гг.), доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заведующая кафедрой поликлинической терапии Е.Н.Шацева (1998, 1999, 2000 гг.).
Ранее комиссию возглавляли уважаемые клиницисты профессора Т.Н.Иванова, О.К.Сидоренков, Т.А.Бажукова. Цели и задачи итоговой государственной аттестации состоят объективной и унифицированной оценке достигнутого выпускниками реального объема и уровня знаний и умений в соответствии с образовательным стандартом, поэтому методика проведения аттестации постоянно изменяется. До 1996 года, когда на 6 курсе существовала субординатура, аттестация проводилась в виде экзамена по специальности субодинатуры (по внутренним болезням, хирургическим болезням, акушерству и гинекологии). Экзамен проводился в 2 этапа: первый этап – оценка практических умений, второй этап – устное собеседование по билетам. По этой же системе проводилась аттестация выпускников "вечернего" отделения факультета. С 1997 по 1999 год аттестационные испытания проводились в виде сдачи экзаменов по дисциплинам «Педиатрия» и «Социальная медицина и организация здравоохранения», а также междисциплинарного экзамена по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии. При этом междисциплинарный экзамен имел 3 этапа: 1 этап - тестовый контроль; 2 этап - проверка практических умений; 3 этап - собеседование по ситуационным задачам. В 2000 и 2001 гг. государственная аттестация предусматривала один междисциплинарный экзамен по специальности «Лечебное дело», который также проводился в три этапа. Особенностью проведения экзамена в 2001 году явилось то, что представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации привез тестовые задания (10 вариантов по 100 вопросов) персонально для каждого выпускника; ответы на которые были направлены в само министерство для анализа и контроля остаточных знаний и составления рейтинга качества подготовки студентов всеми лечебными факультетами медицинских ВУЗов страны. В заключениях Государственной аттестационной комиссии традиционно отмечается высокий уровень подготовки выпускников лечебного факультета; обращается внимание на его полное соответствие Государственному образовательному стандарту. Подавляющее большинство выпускников имеет отличную и хорошую фундаментальную медико-биологическую и общеклиническую подготовку, показывают глубокие знания по всем разделам медицины.
Следует отметить, что несмотря на нелегкую экономическую ситуацию в отечественном здравоохранении, подавляющее большинство выпускников лечебного факультета остаются верными медицине и продолжают свою практическую деятельность в медицинских учреждениях Европейского Севера России, а некоторые - и за рубежами Родины. Органы управления здравоохранением Архангельской, Вологодской, Мурманской, Кировской областей и Республики Коми охотно приглашают на работу выпускников факультета. Сегодня будущий врач сам решает вопросы своего трудоустройства, при этом он непосредственно контактирует с последующим работодателем. Чаще всего это главные врачи больниц, поликлиник, центральных районных больниц областей и других организаций, с которыми он и заключает договор о трудоустройстве. В договоре определяются условия работы, возможности предоставления жилплощади, вопросы профессионального роста и ряд других вопросов.
|
распределение будущих выпускников в СГМУ
|
Следует также отметить, что в Северном государственном медицин-ском университете система распре-деления выпускников не забыта. Ежегодно приказом ректора создается комиссия по трудоустройству будущих специалистов. На заседание комиссии приглашаются представи-тели министерств и департаментов здравоохранения Архангельской, Воло-годской, Мурманской областей и Коми Республики, а также главные врачи больниц, поликлиник и диспансеров.
|
Если у выпускника возникают проблемы с трудоустройством, то комиссия предлагает варианты решения этой проблемы, решает вопросы прохождения интернатуры. Эта система действует эффективно, - к окончанию учебы на факультете до 95% выпускников имеют договора о трудоустройстве. Это также доказывает высокую востребованность выпускников лечебного факультета в практическом здравоохранении Европейского Севера страны.
|
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
|
Руководящим органом факультета является Совет лечебного факультета, который БЫЛ создан в марте 1976 года. С 1976 по 1990 гг. Совет возглавлял доцент С.К.Солодовников, с 1990 по 1994 год - профессор Ю.Р.Теддер, с 1994 по 2008 год - доцент В.И.Дитятев, с 2009 доцент О.В.Маркова. Обязанности секретаря Совета в разное время исполняли доцент М.Г.Спасенникова, доцент Е.Г.Бондаренко, с 2015 года - к.ф.н. старший преподаватель кафедры иностранных языков Е.Н.Тальчикова. Согласно Устава СГМУ Совет лечебного факультета избирается собранием трудового коллектива; в его состав входят представители 15 закрепленных за факультетом кафедр, представитель студенческого самоуправления, староста 6 курса. Сегодня в состав Совета лечебного факультета входят также почетные профессора СГМУ - Р.Н.Калашников, Е.Н.Шацева, Э.В.Недашковский. В сфере внимания работы Совета на протяжении многих лет оказывается широкий круг вопросов и проблем, отражающих многогранную деятельность факультета - учебную, методическую, лечебную, научную, воспитательную, общественную, работу с молодыми преподавателями и студентами. В различные годы удельный вес перечисленных видов деятельности в структуре заседаний Совета был различным, но всегда это были наиболее актуальные и приоритетные задачи, направленные на повышение качества профессиональной подготовки студентов. Чаще всего на заседаниях Совета рассматриваются вопросы, связанные с организацией учебного процесса и контроля за учебной, научной и общественной деятельностью студентов. Второй блок обсуждаемых вопросов связан с анализом деятельности кафедр и их соответствию современным требованиям подготовки специалистов. Советом факультета решаются и кадровые вопросы, - проводится конкурсный отбор на замещение вакантных должностей доцентского и ассистентского звена преподавательского состава кафедр, административно закрепленных за факультетом. Кроме того, в повестку заседаний Совета включаются вопросы обмена опытом работы кафедр, вопросы научной и лечебной деятельности кафедр, организации производственной практики, работы с иностранными студентами. В 2008 году создан возглавляемый деканом факультета Координационный методический Совет (КМС), решающий вопросы учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Функциональные обязанности КМС заключаются в планировании и отчетности методической работы, осуществление мониторинга методической работы кафедр факультета.
Руководство деятельностью лечебного факультета осуществляется деканом факультета. Взаимосвязи между деканатом и другими структурными подразделениями СГМУ отражены на схеме:
|
Схема взаимодействия деканата лечебного факультета с структурными подразделениями СГМУ
|
Организационная деятельность включает комплектование учебных групп, проведение старостатов, различных собраний со студентами по вопросам самоорганизации, подготовке к экзаменационной сессии, производственной практике, назначение стипендий и социальных пособий студентам, анализ учебной деятельности студентов, подготовка к аттестации выпускников.
Учебно-методическая деятельность заключается в выполнении Государственного образовательного стандарта по специальности, совершенствование аттестации выпускников.
Важнейшим разделом работы деканата является учебно-воспитательная деятельность. Она проводится в течении всего года как в виде индивидуальной работы со студентами, так и в процессе проведения различных мероприятий в учебных группах, на курсах, на общефакультетском уровне. Деканат активно взаимодействует с отделом воспитательной работы.
Большой вклад в организацию внеучебной деятельности студентов внесла заведующая отделом воспитательной и социальной работы С.З.Попова, - истинный педагог, лидер, под руководством которой были организованы литературный клуб «Ключ», киноклуб, школа «Лидер», система студенческого самоуправления на лечебном факультете. Инициаторами создания последней в 2007 году были студенты Маргарита Лях, Дмитрий Ластовский, Александр Баранов. Большую работу выполнили Светлана Бутакова, Оксана Стрелец - председатели клуба «Ключ», основатель киноклуба Дмитрий Хребтов.
Штатное расписание деканата, традиционно предусматривает должности декана факультета и двух его заместителей. Многие известные ученые, профессора, организаторы здравоохранения работали в свое время в деканате факультета, и всегда с удовольствием вспоминают живую, непосредственную работу со студентами. Их усилиями происходило становление и совершенствование учебного процесса, закладывались традиции самого северного в стране медицинского ВУЗа.
Декан факультета избирается по конкурсу Ученым Советом СГМУ. С декабря 2008 года по март 2018 года обязанности декана факультета выполняла кандидат медицинских наук, доцент, отличник здравоохранения О.В. Маркова. С апреля 2018 года обязанности декана выполняет доктор медицинских наук, доцент Ж.Л. Варакина. Обязанности заместителя декана по работе с младшими (1-3) курсами с 2009 года по 2014 выполняла доцент Е.А.Журавлева, с 2014 по 2015 – кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии и восстановительной медицины Е.Г. Бондаренко, с октября 2015- по март 2018 - доктор медицинских наук, доцент Ж.Л. Варакина. С марта 2018 года по настоящее время обязанности заместителя декана по работе с младшими курсами выполняет кандидат биологических наук Е.А. Журавлева. Обязанности заместителя декана по работе со старшими курсами долгое время выполнял кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии А.А.Антонов; с 2014 года – кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Э.А.Мордовский; с 2019 года - доцент кафедры педагогики и психологии О.А. Харькова; с 2021 года - доцент кафедры семейной медицины и внутренних болезней Р.Н. Зеленцов.
С большой теплотой хочется вспомнить заслуженного врача Российской Федерации В.И.Дитятева, - декана лечебного факультета в 1994 - 2008 гг., - человека целеустремленного в решении проблем, требовательного, принципиального, ответственного за порученное дело, отводившего большое внимание качеству подготовки специалистов, отработке преемственности на до- и последипломном уровнях обучения. За многолетний безупречный труд он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1999 г.), медалью СГМУ им. Н.М.Амосова, орденом «Михаила Архангела» (2012 г.). Его незаменимым помощником была заместитель декана по работе со студентами младших курсов Н.В.Первунинская, проработавшая в деканате более 25 лет. Ее бережное, по-матерински доброе отношение к первокурсникам вспоминают многие поколения врачей и родители студентов. За свой труд Нина Васильевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».
За время своего существования, факультет подготовил более 15 тысяч врачей. Воспитанников нашего факультета можно встретить во многих регионах нашей страны и за рубежом, но большинство выпускников остались верны Северу. Факультет гордится именами сотен сельских, районных, участковых врачей, которые долгие годы занимаются нелегким, но чрезвычайно благородным делом и своим безупречным трудом заслужили любовь и признательность тысяч больных. Мы очень надеемся, что и они с теплотой вспоминают годы обучения на факультете, своих учителей, которые дали им путевку в жизнь. Сотни выпускников за честный и многолетний труд удостоены почетного звания «Заслуженный врач Российской Федерации», награждены орденами и медалями, значком «Отличник Здравоохранения». Десятки выпускников стали докторами, кандидатами медицинских наук обучали и обучают студентов в стенах родного ВУЗа.
Лечебному факультету – 92 года. Это период зрелости. Факультет молод, работоспособен, перед ним стоят новые задачи.
|
|