События

Студентам СГМУ напомнили о диабете

В преддверии Всемирного дня борьбы с диабетом в Северном государственном медицинском университете прошла акция, посвященная этому опасному заболеванию. Сахарный диабет представляет собой мировую проблему. По статистике, от этого заболевания страдает ... 14.11.2018
Участники волонтерского отряда «Лад» СГМУ посетили воспитанников Новодвинского детского дома

10 ноября волонтерский отряд «Лад» Северного государственного медицинского университета посетил воспитанников Новодвинского детского дома - интерната для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Главная цель деятельности волонтеров... 14.11.2018
Студия танца «Табиб» победила во Всероссийском конкурсе студенческого творчества «Шанс»

С 7 по 9 ноября в Тверском государственном медицинском университете прошел конкурс студенческого творчества «Шанс» имени Л.М. Петровской. Северный государственный медицинский университет в конкурсе представил танцевальный коллектив «Табиб» студенческ... 13.11.2018

История педиатрического факультета

1 сентября 1977 года в институте открылось педиатрическое отделение лечебного факультета, на которое было принято 100 человек. Необходимость подготовки врачей детского профиля диктовалась недостаточным количеством врачей-педиатров, наличием особенностей патологии детей на Севере. В 1979 году педиатрическое отделение получило статус педиатрического факультета. Предпосылкой для его формирования послужило улучшение материальной базы системы здравоохранения Архангельской области.
Профессор М.В. Пиккель, которая приложила много усилий и энергии в создание нового факультета, в заметке, опубликованной в многотиражной газете «Медик Севера» (январь 1978 года), писала: «Открытие педиатрического факультета — долгожданное и радостное событие для Архангельской области. В течение 10 лет Архангельский медицинский институт и облздравотдел ставили вопрос перед Министерством здравоохранения РСФСР о его открытии в связи с острой потребностью в постоянных педиатрических кадрах для области и города» (1). По словам М.В. Пиккель, каждому педиатру необходимо обладать тремя качествами («без которых педиатра не получится») — наблюдательностью, терпением, добротой.
Обращаясь к первокурсникам, ректор института профессор Н.П. Бычихин 7 сентября 1977 года говорил: «В этом году впервые наш институт получил право подготовки врачей детского профиля, принято на педиатрическое отделение лечебного факультета 100 юношей и девушек — будущих педиатров» (2).
Ректорат института, развернувший активную работу по созданию педиатрического факультета, подбору для него педагогических кадров, направил в целевую аспирантуру Ленинградского педиатрического института В.Н. Пономареву (кафедра факультетской педиатрии), Е.Н. Сибилеву (кафедра госпитальной педиатрии), Т.В. Волокитину и Л.А. Зубова (кафедра пропедевтики детских болезней) (3).
Клиническими базами нового факультета стали детское отделение городской больницы № 7, детское отделение больницы им. Н.А. Семашко, областная детская больница, детское отделение городской больницы № 4.
Первые два года студенты педиатрического отделения изучали дисциплины, которые вели преподаватели теоретических и медико-биологических кафедр на лечебном факультете1, с учетом особенностей нового профиля обучения. Перед преподавателями общеинститутских кафедр стояла задача разработать методики обучения применительно к учебным программам педиатрического факультета.
1 сентября 1979 года деканом педиатрического факультета назначили В.А. Кудрявцева, работавшего ранее главным врачом Архангельской областной детской больницы. В 1980–1981 учебном году начала работать кафедра факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней.
«Годы становления кафедры2  были очень сложными, — вспоминает профессор В.И. Макарова, ассистент кафедры педиатрии в первые годы развертывания педиатрического факультета. — Первый коллектив был набран из ассистентов, работающих на разных кафедрах педиатрического и лечебного факультетов. Ассистентами кафедры в разное время работали М.И. Войтенко, Н.В. Карпук, И.А. Сухих, А.Ф. Мацепуро, Г.С. Жернакова; лаборантом — В.М. Семехина». В следующем учебном году началось преподавание курсов госпитальной педиатрии, детских инфекционных болезней и детской хирургии с ортопедией, травматологией с анестезиологией.
В 1982 году кафедра педиатрии разделяется — на ее базе создаются две кафедры: педиатрического факультета (завкафедрой доцент А.Я. Трубина), и лечебного и стоматологического факультетов (завкафедрой доцент В.А. Терновская). В том же году организуется кафедра детской хирургии, которую возглавил к.м.н. В.А. Кудрявцев. Она начала работу на базе хирургических подразделений областной детской больницы (двух хирургических отделений, травматологического отделения, отделения анестезиологии и реанимации, хирургических кабинетов поликлиники, детского травматологического пункта), детского ортопедического отделения областной клинической больницы для взрослых, а также хирургического кабинета детской поликлиники Октябрьского района, школы-интерната для детей со сколиозами. На ее клинической базе насчитывалось 196 коек. В ее учебные планы вошли все разделы курса детской хирургии, в том числе — травматологии, ортопедии, урологии, онкологии, анестезиологии и реаниматологии.
Студенты III курса педиатрического факультета прошли в июле 1980 года производственную практику палатных и процедурных медицинских сестер. Первым руководителем практики была утверждена ассистент кафедры педиатрии Валерия Ивановна Макарова.
Базами для проведения производственной практики стали больницы г. Архангельска: областная детская клиническая больница (главврач Г.П. Швецов), городские больницы №7 (главврач Е.Н. Тарасова), №4 (главврач Р.Р. Сергиенко), №6 (главврач В.Ф. Пильников), СЦБКБ им. Н.А. Семашко (главврач С.М. Пьянков).
В 1981 году студенты IV курса педиатрическом факультета прошли врачебную практику по терапии, хирургии и акушерству на базах больниц Архангельской области: Северодвинска, Новодвинска, Вельска, Коряжмы, Холмогор, а также больниц северных городов — Вологды, Сокола, Череповца, Сыктывкара, Ухты и Воркуты.
7 групп субординаторов-терапевтов, организованные в 1982–1983 учебном году «прикреплялись» к кафедрам факультетской педиатрии, детских болезней лечебного факультета, госпитальной педиатрии.
Староста курса первого набора студентов-педиатров Л.Е. Громова (ныне — доцент кафедры фармакологии) вспоминает: «Нашими учителями были профессионалы своего дела, известные педиатры: М.В. Пиккель, А.Я. Трубина, В.А. Терновская, Л.К. Анисимова, В.И. Макарова, Е.Н. Сибилева, Л.В. Титова, А.С. Кирсанова, В.Н. Королева, В.А. Кудрявцев, Н.Д. Ширяев и др. Они учили нас понимать больного ребенка, болеть его болью и стремиться всегда помочь ему. Учили тому, что врач должен быть не только умным и иметь искусные руки, но быть отзывчивым, не проходить мимо чьего-то горя, не отступать перед трудностями».
Сотрудники кафедры детских болезней (затем — педиатрии), возглавляемой доцентом А.Я. Трубиной, в 1979–1983 годы провели большую педагогическую, клиническую и организационную работу. Они (ассистенты В.И. Макарова, Л.К. Анисимова, А.С. Кирсанова) разработали новую учебно-методическую документацию в соответствии с программами педиатрического факультета. Все разделы курса педиатрии стали вести преподаватели одной кафедры.
Сотрудники кафедры имели большую учебную перегрузку, так как преподавали на трех факультетах — лечебном, стоматологическом и педиатрическом. В течение того периода активно работала цикловая методическая комиссия педиатрического факультета.
Весной 1983 года состоялся первый выпуск педиатрического факультета. Итоги государственных экзаменов на этом факультете показали, что педагогический коллектив института начал успешно решать государственную задачу в деле подготовки врачей-педиатров для северного региона. В отчете государственной экзаменационной комиссии (председатель ГЭК — профессор Н.П. Шабалов), работавшей в АГМИ в 1983 году, было отмечено: «Знания, показанные на экзаменах выпускниками, свидетельствуют о высоком современном уровне преподавания в институте… Выпускники показали на экзаменах не только достаточно глубокие знания, но и гражданскую зрелость, убежденность. Врачи первого выпуска педиатрического факультета института вполне готовы к самостоятельной работе» (4).
Большинство первых выпускников педиатрического факультета АГМИ (67 человек из 90) по распределению получило назначение на работу в медицинских учреждениях Архангельской области. Так, А. Томилова была направлена в Плесецк, Л. Чубарова — в Вельск, Н. Марков — в Архангельскую областную больницу, Т. Колыгина — в с. Конево Плесецкого района, И. Пархоменко — в Карпогоры, Н. Игольницына — в Пуксо-озеро, В. Червякова — в Коношу; супруги Елена и Александр Рябовы — в Вожегу Вологодской области (5).
Второй выпуск педиатрического факультета АГМИ был также приоритетным для медицинских учреждений Архангельской области. 46 выпускников факультета связали свою профессиональную судьбу с Севером. К примеру, Т. Ковзолович поехала работать в Шенкурском районе, Н. Валькова — в Емецке, Т. Вторыгина — в Коношском районе, И. Кузнецова — в Устьянском районе (6).
С целью развития у студентов стремления к углубленному освоению изучаемого материала сотрудники кафедр педиатрического профиля два года подряд (1982–1983 гг.) проводили олимпиады на звание «Лучший педиатр». Студенты подтверждали успехи на ней, участвуя во Всесоюзной олимпиаде в г. Тюмени.
В 1982 году победители олимпиады в институте М. Андреева и Т. Ковзолович заняли призовые места на Всероссийской олимпиаде. Команда АГМИ была на 2-ом месте по РСФСР. М. Андреева в составе сборной команды РСФСР показала отличные результаты на Всесоюзной олимпиаде в г. Риге.
В 1983 году победителями олимпиады по педиатрии в АГМИ были студенты VI курса О. Теплякова, Е. Думанская и Н. Антуфьева; V курса — Т. Ковзолович, И. Арцева и А. Мартина; IV курса — Т. Крыльцова, И. Козьмина и М. Поморцева. Победительница на олимпиаде прошлого года М. Андреева работала в составе жюри.
На Всероссийской олимпиаде в 1983 году в г. Тюмени И. Арцева заняла 2-ое место, Т. Ковзолович — 6-ое место, и обе были включены в сборную команду РСФСР (в составе 7 человек) (7).
В 1987 году организуется кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии (завкафедрой — к.м.н. В.И. Макарова).
Большую роль в развитии коллектива преподавателей педиатрического профиля в научном направлении и повышении его педагогического мастерства играла профессор М.В. Пиккель, более 30 лет работавшая на кафедре детских болезней. Под ее руководством выполнили кандидатские диссертации Т.И. Мугандина, В.Д. Новожилова, В.А. Терновская.
В рассматриваемый период начала создаваться северная педиатрическая школа и стали закладываться основы педиатрической службы северного региона страны.
Примечания
1. Медик Севера. — 1978 . — 18 января.
2. Медик Севера. — 1977. — 7 сентября.
3. ГААО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 1164. ЛЛ. 29–30.
4. ГААО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 1556. Л. 10.
5. Медик Севера. — 1983. — 6 апреля.
6. Медик Севера. — 1984. — 28 марта.
7. Медик Севера. — 1983. — 27 апреля.

Об открытии педиатрического факультета

Открытие педиатрического факультета — долгожданное и радостное событие для Архангельской области. В течение 10 лет Архангельский медицинский институт и облздравотдел ставили вопрос перед Министерством здравоохранения РСФСР о его открытии в связи с острой потребностью в постоянных педиатрических кадрах для области и города.
В 1977 году впервые на педиатрическое отделение пришли студенты, готовившиеся к поступлению на лечебный факультет.
Каковы особенности специальности, по которой предстоит работать будущим врачам — выпускникам педиатрического факультета? Прежде всего, ее огромная практическая значимость. Без нее не обойтись людям, и она не перестанет быть нужной, пока на свете рождаются и растут дети. Для человека, избравшего специальность врача, ощущение пользы, которую он приносит, — самое большое счастье в жизни. Педиатр никогда не ощущает неудовлетворенности результатами своего дела.
Педиатрия — широкая дисциплина: по словам основоположника советской педиатрии Г.П. Сперанского, «это вся медицина, перенесенная на детский возраст». Изучение основ медицины будет вам дано не только в полном объеме, но и с ориентацией на все возрастные периоды детства.
В настоящее время организация педиатрической службы является специализированной: в нашей консультативной поликлинике и областной детской клинической больнице оказывается помощь более чем по 10 «узким» специальностям: детской пульмонологии, кардиологии, неврологии, эндокринологии и многим другим. Для того, чтобы стать таким специалистом, оказывающим помощь детям, надо прежде всего стать педиатром, т.к. каждая из этих специальностей в педиатрии основана на знании особенностей растущего организма.
Педиатрия относительно молодая наука (по сравнению с учением о внутренних болезнях, гинекологии, хирургии): в ней много нерешенных вопросов; они ждут своего решения от молодежи, полной сил и жажды научной деятельности. Врожденные заболевания, патология обмена, патология иммунной системы — все это начинается в детстве, и очень раннем, а знаем мы еще в этих областях мало — наука ждет вас. Не только женщинам, чаще любящим педиатрию, но и юношам, молодым мужчинам здесь столько проблем для научного творчества!
А что нужно для того, чтобы стать хорошим педиатром? Нужно полюбить ребенка. Не все еще понимают, любят ли они детей, и это их смущает. Если посвящают себя медицине и любят человека, то ребенка полюбят обязательно. А нет любви к человеку, то и в медицину идти не надо. Дело в том, что не у всех любовь к детям осознана и ярко выражена — любовь к детям развивается, крепнет, приобретает новые свойства в процессе работы. Надо приучать себя к этому.
Наблюдательность и терпение — два качества, без которых педиатра не получится. Ребенок не скажет — нужно увидеть самому; понять, как он кричит, как он двигается, какое у него самочувствие. Все это педиатр не спрашивает, а видит. Терпение нужно постоянное и доброе, его нужно проявлять и к матери, и к ребенку. Нельзя спешить, хотя часто надо быстро решать. Поэтому терпение должно сочетаться с большим багажом знаний.
И, наконец, — доброта. Не сентиментальность, мешающая принимать решительные меры — уколы, внутривенные вливания и другое, — а доброта действенная, идущая на все для спасения ребенка, доброта и понимание матери, ее чувств, ее страхов и ее любви. Будет все это, — а это воспитывается и развивается при желании, — будете хорошими педиатрами.
М. Пиккель, профессор.
Медик Севера. — 28 февраля. — 1979 года.