События

Куратору

МИССИЯ КУРАТОРА:

ь Куратор группы – самый необходимый и полезный для студента человек в университете.

ь Куратор – основная опора для студента, основной помощник в адаптации к жизни и правилам обучения в вузе.

ь Какие бы проблемы или вопросы у студента не возникали, в первую очередь поможет именно куратор.

КУРАТОР МОЖЕТ:

ь Рассказать, как потратить время перерыва эффективнее.

ь Как проехать до места занятий быстрее (экономнее).

ь Дать совет по организации быта.

ь Рассказать о своем опыте общения со студентами (Кого лично Вы хотите видеть на занятиях?).

ь Объяснить, что недопустимо в общении.

ь Рассказать о специальности (дать источник информации).

ь Дать конкретные советы (как подойти к преподавателю).

 

Кураторы! Уделяйте больше времени студентам, которые:

- молчаливы;

- не задают вопросов;

- не мотивированы, «не туда попали»;

- производят впечатление «странных»;

- говорят об одиночестве и страхе;

- внешне неопрятны или неряшливы.

«Как определить депрессивный настрой или

суицидальное поведение студента»

(рекомендации куратору группы)

Если Вы стали замечать, что один из ваших студентов стал находиться в  постоянно подавленном и/или негативном настроении, перестал за собой следить, резко снизилась успеваемость, пропал интерес к учебе и общению, то все эти проявления могут быть признаком депрессии или суицидального риска (т.е. потенциальной готовности покончить с собой)! 

Проявления ДЕПРЕССИИ начинаются с изменения эмоционального состояния.

Симптомы депрессии:

- Сниженное настроение, которое выражает «потухший» взгляд, тяжелые вздохи, задержка дыхания, необщительность, молчаливость, высказывания об отсутствии надежды, перспектив, смысла жизни.

Снижение интереса к обычным для данного человека занятиям, контактам и развлечениям. Он много времени проводит в постели, ничем не интересуется, избегает общения, просмотра телепередач, чтения и др. Держится обособленно от других.

Снижение, работоспособности, повышение утомляемости. Человек обвиняет себя за «слабость воли», считает себя «никому не ненужным», «никчёмным».

Снижение самооценки и потеря уверенности в себе. Своё прошлое, настоящее и будущее человек воспринимает как череду прошедших и предстоящих неудач, в которых винит только себя.

Чрезмерное чувство вины, беспричинное порицание себя, обвинение в реальных и надуманных неудачах. Человек берёт вину за события в жизни близких, а иногда и незнакомых людей.

Затем при длительном стрессе начинают развиваться нарушения регуляторных компонентов познавательной деятельности.

Нарушение концентрации внимания, чувство интеллектуальной неполноценности, снижение памяти. У человека может появиться ощущение, что его умственные способности необратимо снижаются и он болен каким-либо тяжёлым органическим заболеванием мозга. С купированием симптоматики депрессии эти симптомы проходят.

 Нерешительность, чрезмерные колебания в выборе даже незначительного решения.

 Заторможенность, снижение двигательной активности. Реже – тревожное возбуждение, повышение двигательной активности.

 Нарушение сна. Затруднения в засыпании, пробуждения по ночам, раннее окончательное пробуждение, отсутствие удовлетворённости ночным сном, чувство постоянной мыслительной работы по ночам. Бессонница в ранние утренние часы может сопровождаться тягостными тревожными переживаниями с суицидальными мыслями.

 Расстройство аппетита. Понижение аппетита с потерей веса на 5% и более от обычной массы тела также говорит о тяжести состояния. В некоторых случаях повышение аппетита и увеличение веса может служить бессознательной компенсацией отсутствия удовлетворения в других жизненных сферах.

Учащение употребления алкоголя.

Тревога – часто сопровождает депрессию, но может быть проявлением и других психических расстройств. Проявляется жалобами на волнение по любым, даже самым мелким поводам, двигательным беспокойством, учащением дыхания, нарушениями сна, озабоченностью состоянием здоровья.

 

ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ИЗБЕГАНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХА МОЖЕТ СТАТЬ СУИЦИД!

 

СУИЦИД (самоубийство) – умышленное самоповреждение или самоотравление со смертельным исходом (лишение себя жизни).

 

ПАРАСУИЦИД – демонстративная, вызванная эмоциональными причинами и преследующая цель шантажирования кого-либо, попытка имитировать самоубийство, обычно не завершающаяся серьёзным физическим повреждением или смертью. Чаще всего встречается в подростково-юношеском возрасте и у лиц с истерическими чертами характера. Лица с парасуицидом обычно не преследуют цели расстаться с жизнью, но это не означает того, что они не пойдут на это в будущем! Случается и так, что лицо, имитирующее самоубийство, не осознает реальных последствий своего поступка, что приводит к смерти или инвалидности!

Статистика утверждает, что большинство людей, умирающих вследствие суицида, не обращаются при жизни в психиатрическую/психологическую службу за помощью.

Цели суицидов и парасуицидов весьма разнообразны. Обычно, они связаны с:

ь попыткой повлиять на социальное окружение (родственники, партнёры, педагогические и медицинские работники и т.д.);

ь идеями смерти или избавления от страдания, страха и других тяжёлых переживаний.

В большинстве случаев трудно однозначно определить, является ли данный парасуицид «манипуляцией» или «истинным» стремлением к смерти.

Поэтому необходимо внимательно относиться к любым суицидальным высказываниям и попыткам суицида!!!

Чаще других встречаются следующие мотивы суицидального поведения:

1. «Крик о помощи», призыв (как правило, это суицидальная попытка) – обратить внимание окружающих на своё состояние и найти помощь.

2. Протест, месть – провоцируется чувством «обиды», «несправедливости». Суицидальные действия (попытка или суицид) вызывают чувство вины у близкого человека в ситуации конфликта.

3. Избегание страдания – провоцируется неприемлемым для человека изменением жизненной ситуации (развод, долги, уголовное наказание и пр.). С разной степенью осознанности суицидальный акт может использоваться как средство манипуляции другими. При этом степень его опасности для человека может оставаться весьма высокой.

4. Наказание себя – провоцируется физическими или психологическими страданиями. Смерть или самоповреждение представляется способом их прервать. Провоцируется чрезмерным чувством вины.

5. Воссоединение – мотив, исходящий из фантазии о воссоединении с любимым человеком после смерти. Такие представления могут становиться актуальными при переживании тяжёлой утраты.

Причины суицидального поведения многообразны. Их невозможно свести только к психическому расстройству или кризисной ситуации, которую переживает человек. Существуют факторы риска, присутствие которых увеличивает вероятность суицидального поведения.

Наличие суицидальных намерений:

· Фантазии и мысли о смерти, самоповреждении, самоубийстве.

· Признаки «прощания»: раздача долгов, подарков, написание завещания, «прощальных» писем.

· Суицидальные угрозы. Нередко высказывания носят прямой характер («Я покончу с собой»), но чаще суицидальные тенденции проявляются в косвенных угрозах. Фразы-ключи:

«Не хочу быть больше обузой...»,

«Лучше не жить, чем так страдать...»,

«Теперь я больше никого не побеспокою...»,

«Я вам больше не помешаю...»,

«Вы меня больше не увидите...»,

 «Нет мочи больше терпеть все это...»,

«Я неудачник и являюсь для всех обузой…»,

«Всем будет только лучше без меня...» и др.

· Суицидальные попытки ранее. Чем больше количество и выше тяжесть парасуицидов, тем выше вероятность дальнейшего суицидального поведения.

· Планирование суицида. Чем чётче человек представляет время, место и способ суицидальных действий, тем выше вероятность реализации суицида.

· Наличие средств суицида. Наличие повреждающих предметов, медикаментов в больших количествах, ядохимикатов, огнестрельного оружия и пр. Риск увеличивается при наличии прямого доступа к этим средствам.

ПОДДЕРЖКА со стороны ближайшего окружения (родных, друзей, куратора, преподавателей, психологической службы) может способствовать предотвращению самоубийства.

ПРИНЦИПЫ ПОМОЩИ:

• Неотложность. Указание на суицидальный риск говорит о том, что беседа с таким человеком не может быть «отложена».

• Беседу следует проводить изолировано, т.к. в присутствии других собеседник может не раскрыть своих переживаний.

• Спокойное, «принимающее» отношение. Важно показать (словами, мимикой, жестами), что Вы принимаете любые жалобы собеседника, проявляете уважение к его мнениям и ценностям, понимаете его чувства.

• Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень важны и сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, кто еще ему мог бы помочь в этой ситуации.

• Активное слушание. Не пытайтесь утешить общими словами: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Важно дать человеку возможность выразить чувства о своих переживаниях. В начале беседы достаточно простых вопросов о самочувствии, жалобах. Необходимо быть терпеливым и не торопить собеседника, адаптироваться к его темпу ведения беседы.

• Избегание моральных оценок. Необходимо избегать морального осуждения и обвинений. В противном случае контакт не будет продуктивным.

• Нейтральность к психопатологии. Каким бы ни было состояние собеседника, рекомендуется помнить, что любые симптомы являются лишь частью переживаний и особенностей человека. Не стигмируйте его как «психически больного».

• Искренность и избегание невыполнимых обещаний. Рекомендуется избегать обмана или двусмысленных замечаний, которые могут быть неверно истолкованы. Собеседника нужно проинформировать, что сведения о суицидальных намерениях будут переданы врачу или другим специалистам. Необходимо определить границы своих возможностей, то, что Вы можете и что не можете сделать для него.

• Неоднократное прояснение информации и проработка суицидальных мыслей. По ходу беседы некоторые темы требуют неоднократного прояснения, прежде всего, тема суицидальных мыслей и намерений. Вопросы об этом должны задаваться несколько раз по ходу беседы в разных формулировках. Чем больше человек говорит в беседе о своих чувствах и суицидальных намерениях, тем больше вероятность того, что они снизят свою «остроту», и он станет способным рассуждать более позитивно. Вопросы: «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывались о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?». Если вы получаете положительный ответ, то переходите на конкретику:  «Пистолет?... А ты когда-нибудь стрелял?... А где ты его возьмешь?... Что тогда произойдет?... А что, если ты промахнешься?... Кто тебя найдет?... Что он при этом будет чувствовать?... Ты думал о своих похоронах?... Кто на них придет?...» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите человеку открыто говорить и думать о своих замыслах.

• Предложить собеседнику план помощи. Нужно проинформировать о дальнейших действиях специалистов (медиков, психологов), объяснить, что эффективная помощь не может быть оказана только путём однократной беседы. Стоит объяснить необходимость врачебного осмотра, консультаций других специалистов. Очень важно это делать так, чтобы у человека не создалось впечатления, что от него хотят «отделаться», что его боятся и пр.

Следование данным принципам общения способствует формированию доверительного контакта и даёт возможность говорить о негативных чувствах. Следует обязательно задать вопросы, касающиеся суицидальных намерений.

 

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ В БЕСЕДЕ:

• Прерывать рассказ собеседника.

• Показывать, что Вы «шокированы», проявлять слишком сильные эмоции.

• Демонстрировать, что вы заняты и у вас нет времени.

• Проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиции «старшего» или все знающего человека).

• Допускать неясность в высказываниях.

• Провоцировать на более «серьёзные» суицидальные действия.

• Давать обещания о том, что Вы сохраните «в тайне» суицидальные замыслы. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ РИСКА СУИЦИДА

При обнаружении у человека признаков суицидального риска необходимо:

1. Обеспечить немедленное наблюдение за ним.

2. Продолжать беседу с ним.

3. Сообщить специалистам (медики, психологи) о возможном суицидальном поведении.

4. Немедленно сообщить руководителю своего подразделения о возможном риске суицидальных действий.

5. Постараться изъять средства, которые могут быть применены с целью самоповреждения (медикаменты, острые предметы, верёвки и пр.).

6. Обеспечить контроль над доступностью средств суицида (открытые окна, острые предметы, медикаменты и др.).

7. Наладить контакт с родственниками и/или другими эмоционально значимыми лицами, предварительно взяв согласие на это у собеседника.

8. Заключить антисуицидальный контракт: договориться, чтобы при желании и/или попытке самоубийства человек предварительно связался с вами, чтобы вы  могли обсудить возможные варианты решения проблемы.

Ни в коем случае не должно быть паники по этому поводу! Необходимо обеспечить конфиденциальность этого факта перед окружением студента, перед другими преподавателями и студентами. Это не должно поддаваться широкой огласке.

Приказ по кураторам 2016